О Нас
Новости
Группы
MP3
Релизы
Каталог
Рецензии
Интервью
Архив
Ссылки
Контакты
   

ИНТЕРВЬЮ  - DIVINA ENEMA

                                        

 

ГРУППА ГОТИЧЕСКОГО ФАРСА

   О музыке этой талантливой беларусской команды можно говорить бесконечно долго, причём только в восторженных тонах. Уже на первом альбоме парни выдали такой чумовой музон, от которого у меня до сих пор сносит крышу. Вот таким должно быть настоящее творчество: искренним, профессиональным и захватывающе сумасшедшим. Музыкальные экзерцисы DIVINA ENEMA не остались незамеченными в мире андерграунда и на сегодняшний день в активе группы уже два диска, изданных на канадском лэйбле Great White North Records. Разве это не повод поговорить с вокалистом этой замечательной группы – Ярославом?

 

   Расскажи немного об истории образования DIVINA ENEMA ...

   История группы пока относительно недолгая, DIVINA ENEMA возникла в конце лета 1997 года в составе, который указан на демо – ленте, и который ко времени нынешнему несколько изменился, у нас новый барабанщик Алексей, с ним мы работали и прежде, он талантливый музыкант и прекрасный человек, и гитарист Александр Калейник. Надеемся что все перестановки приведут только к лучшему. Пишем в основном мы с Тихоном … Он профессиональный музыкант (почти). Многое из того, что пишу я, приходит во сне или в состоянии близком к нему: музыка, диалоги, стихи, образы, если хочешь, это часть концепции DIVINA ENEMA Shine таким образом, есть пересказ, в некоторой мере подслушанного и подсмотренного там, где известные три измерения теряют силу, любая идея, появившись подсознательно, находит своё воплощение на грани неосознанного, где музыканты лишь орудие, инструмент, подобный тем, что они держат в руках своих … И так до бесконечности … По сути, каждая фраза Shine есть правильно интонированная формула (ключ). Мы только спустя некоторое время после появления наших песен начинаем понимать, что в них таится, и затем они, день за днём, всё больше открываются для нас. Осознанно писать скучно! Запрограммированное что – либо так же абсурдно, как клонированная овца.

   Альбом Shine произвёл на меня огромное впечатление! И я не могу не завести разговора о нём …

   Идея альбома Shine, как я и говорил ранее, идея кривого зеркала, в двух – и трёхкратном кодировании стихов  декламируемых под музыку, отображает не одну сторону какого – либо объекта, а, если можно так выразиться, даёт многомерную картину происходящего. Многие стихи написаны в форме диалогов, что по нашему замыслу так же в некоторой мере способствует построению «пространственной» композиции произведения. В действительности, это был не более чем эксперимент, подбор слов – ключей, способных отомкнуть сакральный смысл каждой реплики, произносимой тем или иным персонажем … Почему я и сравнил происходящее на альбоме с оккультным фарсом, в нём есть много от театрального действа, но главными действующими персонажами являются не простые актёры, а религиозные догмы и постулаты, «магические формулы» и заклинания, они достаточно чётко очерчивают своё «жизненное» пространство, однако имея ряд, порой существенных изъянов не могут быть восприняты в полной мере, таким образом вы начинаете колебаться, решая кому принадлежит отдать пальму первенства в подобном диспуте, составляя затем свою собственную картину вещей и их порядка, ибо величайшей задачей любого жанра искусства, помимо достоверной передачи эмоций творца зрителю, слушателю, является передача импульса к творчеству для тех, кто воспринимает созданное Вами …

    А если конкретизировать взгляд на каждой песне, то наверное выяснится некая концепция альбома?

   Могу рассказать понемногу о каждой песне с альбома. Вернее пересказать образ её …

   Who Looks Gargoyle Alike – песня – призрак (поэтому её и нет).

   Leave Thy Castle Again – песнь тех и о тех, кто считает себя слишком вместительными (для того, чтобы понять непостижимое и объять необъятное). Песня о том, как происходит столкновение тупого индивидуума с последствиями собственной глупости и чем подобные встречи заканчиваются всегда … Песня тех, кто желает видеть, выкалывая себе для  этого глаза, и желает внимать, вбивая в каждое ухо по гвоздю.

   Lets Dance – «Вся наша жизнь есть абсурднейшая свистопляска, чего же нам тогда не станцевать?» – сказала старуха младенцу … Он и поверил …

   Keep Thy Daemon Inside – Некто вызвал демона … А тот его возьми и сожри! (Песня гибнущего существа). Мораль – взялся за гуж …

   Thing – вот оно, горе человеческого существования, где вы всего лишь вещь (немая кукла, что может чувствовать и видеть, а сделать ничего не в силах. Стоит она на длинной полке и смотрит себе вдаль). Вы – вещь в цепких лапах обстоятельств. Жуткое ощущение.

   Eaten & Forgotten – «Съели и забыли» – со всей причитающейся атрибутикой.

   Wooden Ladle – кто – то родится с серебрянной ложкой во рту, а кто – то с деревянным ковшом (англ.) – песни томящихся демонов и о том, как кому – то не везёт …

   Bewitched Whore – Милая песенка о шлюхе, которой посчастливилось стать любовницей местного епископа. Вскоре родилась девочка, отданная затем в детский приют (не без помощи благочестивого священника) за ненадобностью. Мамаша затем умерла. И вот ходит оно (приведение) и ищет свою бедную доченьку, маленькую Селинду! Привидение, которое мучает совесть – это довольно смешно … Чем не сюжет для песни?

   Sphinx – всё относительно, и даже свирепый монстр, убивавший бедолаг – путников сотнями, когда – нибудь сиганёт в пропасть от чужого остроумия … А казалось бы – вершитель судеб. Но он пока ничего не подозревает и вершит себе, вершит …

   Wrapped In Mystery – это оккультизм в его примитивной форме (демонической). Пояснения и комментарии к Bewitched Whore: о принципе создания, существования и разрушения … грубо говоря, приведения (или призрака, как Вам будет угодно).

   Darken The Murals – песня – манифест, во многом перекликается с Leave Thy Castle Again в частности и со всем альбомом в общем, песня стороны оппонента тех дураков из Leave Thy Castle Again … Содержит так же многие ключи ко всем песням Shine.

   Epilogue – песня – загадка, её никому не понять.

   Сами вы называете свою музыку William Blake Art. Что – то слишком уж абстрактное, ты не находишь?

   William Blake Art – конечно же абстракция, имеющая за собой лишь образ. А о действительной же дефиниции мы как – то не задумывались. И пока что мне в голову ничего путного не приходило, контекстуально эстетика DIVINA ENEMA, скорее  готическая и, даже ещё более, пожалуй архаична, чем традиционная (конформистская) готика. Я не имею в виду современные, так называемые «готические» группы. Эталон готической музыки для меня, искусство DIAMANDA GALAS, в некоторой степени JOY DIVISION, может быть ещё что – нибудь (SISTERS OF MERCY в некоторой степени) … Однако определить стиль DIVINA ENEMA готикой мне представляется маловероятным, хоть и возможным. Я считаю, что определение стиля вообще, как такового, весьма сложное занятие и, скорее должно опираться, в первую очередь, не на формальное звучание, а на лирику, образ жизни и мышление музыкантов – словом ту атмосферу, которую эта музыка способна породить. Мы бы не хотели, чтобы DIVINA ENEMA причисляли к какому – либо течению, поскольку мы скорее являемся индивидуалистами, нежели апологетами какой бы то ни было конфессиональной доктрины, будь она религиозной или музыкальной или какой бы то ни было ещё. Я считаю, что музыка есть музыка и не важно – исполняется она большим симфоническим оркестром, двумя солистами филармонии или каким – нибудь иным составом. Думаю, что мы играем тяжёлую музыку … на достаточно дилетантском (пока) уровне.

   Был очень удивлён твоими вокальными данными на Shine! Ещё скажи мне, что ты не имеешь музыкального  образования ...

   Я не люблю удивлять людей но, боюсь, придётся. Я – самоучка. Музыкального образования никогда не имел, хотя всегда мечтал об этом, и петь учился сам. Пою я с самого детства, так что за 24 года немного поднаторел в этом деле … Зато  музыкальное образование имеет наш гитарист Тихон и барабанщик Алексей. Один проучился в музыкальной школе по классу скрипки, сейчас учится на третьем курсе музыкального училища по классу бас – гитары, а  второй в школе играл на виолончели, а теперь поступил на отделение ударных инструментов в том же самом училище. Они, к тому же ко всему ещё и родные братья. Вот. Наш звукоинженер Владимир, в свою очередь являясь моим родным братом, учился в музыкальной школе по классу баяна, а сейчас учится в радиотехническом институте. Будущий программист. Я – дипломированный архитектор (уже). Диплом я защитил 23.6.1999 на «отлично», с чем, собственно, можете меня поздравить.

   На вкладке к альбому Shine полностью отсутствуют ваши фамилии. Что это совсем не важно для вас? Вновь абстрагируетесь?

   О фамилиях. Мы действительно, не считаем это чем – то принципиальным. К тому же у нас красивые имена. Словом, фамилии мы решили не указывать для того, чтобы ещё более абстрагироваться, собственно, от атрибутики наших малозначащих персон и, тем самым ещё более подчеркнуть предмет нашей деятельности – DIVINA ENEMA, как вполне самостоятельное, я бы сказал, аутентичное существо.

   Таинство вашей музыки могло зародиться только в глубинах подсознания ...

   Музыка DIVINA ENEMA действительно рождается на подсознательном уровне. Чаще всего во сне. Вот, например, само название, то есть формула DIVINA ENEMA приснилась мне незадолго до пробуждения. Мне как – будто бы на ухо нашептали  какую – то длинную фразу, конечным двум словам которой, как своеобразному откровению, и было назначено стать нашим именем. Так оно и случилось. Быть может ты улыбаешься в это время, но я крайне серьёзен. Полное название нашего альбома я услышал таким же образом где – то в воздухе. Это ключ. И это тоже очень серьёзно. Это тот знак, то сочетание, которое я столь долго искал и, которое, в конце концов, обрёл … И, как ключ способен отомкнуть дверь – эта формула открывает перед Вами всё, что заключено в альбоме, в стихах и в музыке. Приблизительно таким же образом пишется и лирика, поэтому я даже не считаю себя её автором, я лишь постоянно ищу, спрашиваю о том, что меня волнует, восхищает и тревожит, и получаю вдохновение к ответам, как впрочем, порой, и сами ответы в подобной стихотворной форме. Музыка, как таковая, заключена во фразах, в стихах, в словах, в отдельных звуках, они сами поют и говорят за себя, поэтому их мелодии отчётливо слышны, подобно тому, как вы слышите всё, что происходит вокруг и внутри Вас. Не всё дано понять нам сразу, но, право же, каждой вещи назначено своё время. Ровно столько, сколько мы открыты этому присутствию, ровно столько и будет существовать DIVINA ENEMA. И первоначально была у нас мысль о создании музыки, не обусловленной тремя общеизвестными измерениями. Концепция была такова – Человек, постоянно пребывая в границах вышеуказанных координатных осей и постоянно оперируя их атрибутикой, не может не действовать иначе и на уровне подсознательном, пусть это и приобретает порой некое подобие многомерного и непостижимого пространства, ни коим образом не скованного законами элементарной физики. Да, так вот та кажущаяся метафизичность ряда явлений, с которыми нашему герою, может и хотелось бы столкнуться, не более чем неполноценная проекция трёхмерных объектов, порождённых его уродливым сознанием, на то зияющее невежество, которое собственно и производит то непостижимое и, причём, исключительно персональное «поле фантомов» нашего героя. Вполне обоснованная точка зрения. Сон разума и впрямь порождает чудовищ … Концепцией творчества DIVINA ENEMA явилось желание отобразить великолепие всего этого безобразия – торжества невежества, суеверий и предрассудков, показать возможность того многообразия форм, в которых высший интеллект способен хранить себя, то открывая свою сущность перед глазами опешивших зрителей этого спектакля, то пряча её вновь под очередной личиной, как бы валяя дурака и сбивая с толку кого угодно. Казалось бы он жмёт вам руку, а спустя мгновение, вы, польщённый и гордый своей участью, сжимаете в ладони горсть извивающихся и отвратительно пищащих червей. Вы гонитесь за ним, как за садящимся за горизонт солнцем, но тщетны ваши попытки и напрасны усилия, он то исчезает, то появляется вновь, то обещая многое, оставляет вас ни с чем, а то и лишает вас всего, чтобы в следующее мгновение бросить к вашим ногам целый мир, как бы говоря, ты только руку протяни, а мы посмотрим, что ты схватишь… Фактически, имя DIVINA ENEMA есть формула, одно из значений которой было расшифровано здесь.

   В вашей музыке прослеживается некая театрализованность. Возможно назвать DIVINA ENEMA – театром песни?

   Театрализованность действительно присуща нашей музыке, но я бы сказал, в достаточно скрытой форме. Именно поэтому все стихи исходят не от третьего лица, а фактически от первого в образе третьего. Именно поэтому я не противопоставляю наших персонажей нам а, фактически, запуская их в себя, говорю их языком, таким образом достигая наибольшей достоверности и «объёмности» происходящего в песнях. Это требует много сил, но без этого эффект был бы не столь органичен и интересен (в первую очередь для меня самого). Театр мы любим, даже очень. Но традиционное искусство театра связано с музыкой DIVINA ENEMA относительно, если связано вообще. Повторюсь ещё раз, мы - дилетанты. В этом и заключается главное отличие. Это что ли эдакая искажённая до неузнаваемости форма наивного искусства. Это тоже часть концепции DIVINA ENEMA.

   Трудно сказать, что ваша музыка лишена религиозной идеологичности. Какова идеологическая подоплёка творчества DIVINA ENEMA?

   Музыку DIVINA ENEMA я мыслю достаточно религиозной (опять же в первую очередь для себя самого), однако мы не считаем необходимым кому – то что – либо навязывать. Это низко! Имеющий уши. Да услышит! Но опять же, у имеющего уши, есть своя голова на плечах. Любая идея имеет смысл до тех пор, пока вы в ней не начинаете кого – то убеждать. Это (в свою очередь) уже моё глубокое убеждение. У каждого свой собственный путь и своя же собственная трагедия следования по этому пути. И хорошо, когда мы находим в этом счастье!

   Кое – кто соотносит вашу музыку с black metal. Можно такое утверждение считать верным?

   Концепция black metal мне очень близка и симпатична, но я не могу соотнести DIVINA ENEMA с black metal – героями, поскольку не чувствую за собой таких полномочий. Так же мне очень, скажем, нравится живопись Эдварда Мунка, но, не имея таланта живописца, я никогда не создам ничего столь же динамичного и гениального в изобразительном искусстве, я не стану заниматься живописью и навязывать людям и себе свою же пачкотню. Это будет лишено смысла. По этой же причине я любуюсь и восхищаюсь творениями MAYHEM, DARK THRONE и ULVER, но никогда не стану претендовать на их лавры. У них свой путь.

   Является ли ваше творчество мизантропичным?

   Мизантропия. Есть такая старинная нидерландская пословица: сердце человеконенавистника в кошельке. Обычно рядом с изображением монаха – мизантропа, художники рисовали дьявола (в образе нищего, как правило), срезающего этот кошелёк с его пояса. Я считаю этот образ очень символичным. Проще всего обмануть того, кто боится быть обманутым. Если вдуматься, очень справедливые изображения. Я не испытываю настолько гипертрофированной неприязни к людям, чтобы назвать себя мизантропом. Не могу я этого сказать и про остальных наших музыкантов. Действия многих, по – моему, достойны сожаления, но никак не ненависти … Иначе можно просто изойти желчью. Мне кажется, что мудрым можно назвать терпимое отношение к позитивной и негативной атрибутике столь несовершенного мироздания, в котором более того, всё весьма и весьма относительно; нетерпимость же отдельных агрессивно настроенных субъектов, для меня доказательство их невежества, дурного гнева и некомпетентности. Этому, кстати, посвящена Keep Thy Daemon Inside! Такие люди сами не подозревают, сколь глубока их могила! Человеческие пороки - явление занятное. К тому же весьма выразительное средство формирования того или иного образа. Хотя, не пороком единым …

   Расскажи о новом вашем альбоме At The Conclave ...

   At The Conclave – это будет просто готический ужас! Другого определения новым песням мне сейчас не подобрать! Я их очень люблю и не могу относиться в силу этого к ним объективно. Думаю, что At The Conclave на порядок выше своего предшественника To Wight Shalt Never Shine. В поддержку нового альбома я написал книгу. Стихи. Причём, на русском. «Похабные попевки Люцифера» – это что – то вроде литературного аспекта DIVINA ENEMA, дополняющего музыку и англоязычную лирику At The Conclave. Мы хотим сделать нечто вроде стихотворного лабиринта, книги – головоломки с акростихами, загадками и прочими хитрыми и закрученными сочинениями «с замками и ключами». Это нечто фантасмагорическое, а по характеру, как чемодан с двойным дном … Думаю, что путешествие в подобном сооружении будет интересным и … небезопасным!!! Эпиграфом к книге я выбрал цитату опять же из Блэйка. И это тоже ключ. Только такой, открывающий «парадную дверь», но, тем не менее, носить его с собой лучше повсюду: «Не склонный к переменам ум – сточая вода, в воображении его – нечистых гадов рой». А вообще мне бы хотелось объединить в творчестве DIVINA ENEMA все, так сказать, свободные искусства … Только пока это недостижимая мечта (во всяком случае, с моими деньгами), но я делаю всё, чтобы приблизиться к ней, и книга – это ещё один шаг в её направлении! Стиль музыки DIVINA ENEMA мы решили определить теперь, как «готический фарс», а дефиницию «W. Blake Art» скрыть от глаз и ушей людских, так как люди эти всё понимают буквально и уже заявили, например, что музыка DIVINA ENEMA «посвящена Блэйку» … Какой – то бред! Пусть тогда уж лучше gothic farce, здесь полагаю, их фантазия будет менее «изощрённой» (вернее наоборот).

   Ты хочешь сказать, что At The Conclave намного превосходит Shine?

   Неужели я сказал, что At The Conclave будет лучше, чем Shine? Он просто другой. Если уж он чем – то и лучше, то тем лишь, что короче своего предшественника на добрых 20 минут. В остальном, мы немного изменили свой подход к музыке и её структуре, композиция песен стала сложнее, но вместе с тем, ощущения сродни тому, как если бы я объелся винегретом, у меня от нового альбома не возникает. Она просто монолитна и скорее сродни опере или спектаклю. Со спектаклем At The Conclave вообще много в чём схож. Прежде всего, здесь будет единый сюжет, проносящийся через все шесть песен альбома; несколько действующих лиц, главный герой (который всё время спит), порядка четырёх сцен и очень много действия … Все события будут разворачиваться сразу, как бы в нескольких плоскостях; уровнях или измерениях, назови это так, как сам сочтёшь нужным. Стихи, как мне сейчас думается, получились просто превосходными, полностью соответствуя тому исходному спровоцировавшему их появление, настроению. Они вобрали в себя именно ту атмосферу, которую я хотел выразить … Даже в большей мере, чем мне бы этого хотелось! Теперь они постоянно преподносят какие – то сюрпризы! Думаю, что At The Conclave – очень динамичный и, вместе с тем, величественный … Я его очень люблю и, страшно за него переживаю. Чувствую и веду себя, прямо как беременная мамаша. Ха – ха – ха!

   У вас в составе новый клавишник?

   Нашего нового пианиста зовут Тимофей. Мы, похоже, наконец – таки нашли нужного нам музыканта (главное, что и мы ему нужны!!!) и просто хорошего человека. Но самое важное – это, конечно же, талант, а с этим – то уж у Тимофея проблем нет! Словом, кое в чём DIVINA ENEMA определённо преуспела. Гитариста же у нас по – прежнему нет. Мы с Тихоном пришли к выводу, что это судьба, не иначе … Дело в том, что нам катастрофически не везёт с гитаристами. Рекорд поставил Роман Кривцов, проработавший в DIVINA ENEMA год с небольшим.

   Тебе нравится готика? DIVINA ENEMA в своём творчестве не лишена её ...

   О готике … Это очень захватывающая культура с очень привлекательной для меня эстетикой. Она, в одно и тоже время может быть самим воплощением статики и художественной скупости и, также динамики и самых экспрессивных эмоций. Этот стиль – синоним конструктивной революции, торжества нонконформизма и секретности в её каноническом обличии. Готика произвела на свет массу самых разных явлений … даже небоскрёбы Манхэттена. Чему же тут удивляться, когда мы говорим о её привлекательности. Она является символом несовершенства, стремящегося к своему антиподу и гармонии. Это очень противоречивое искусство. Но в то же время оно даёт нам возможность философского осмысления, являясь по сути чем – то иррациональным, оно направляет нас путём нашего гения (то есть самой, что ни на есть рациональной и математически выверенной дорогой, хоть мы об этом и не предполагаем). Это – великая культура. Мало кто, правда, видит в готике то, о чём говорю я. Во всяком случае – это не какая – нибудь там «эстетика увядающей красоты» или оды своему демону, сложенные на романтический манер. Но вместе с тем, пойми меня правильно, готика сама по себе является полной абстракцией. Посредством её терминологии и руководствуясь ею должным образом, человек может достичь некоего просветлённого и совершенного состояния. Но ведь это всего лишь одна из дорог, которых гораздо больше, чем можно себе вообразить! И моя профессия архитектора, здесь ни при чём. Кстати, когда занимаешься всем этим «профессионально» (ха – ха), то о каких бы то ни было симпатиях – антипатиях и предпочтениях одного стиля другому и речи быть не может. Для меня та же готика (я имею ввиду архитектурный термин), аугенд штиль, деконструктивизм или бионика, все привлекательны в равной мере. Я бы не смог сказать, что именно я предпочитаю лично … и, причём, не только в архитектуре (если только мы не будем говорить на гастрономические темы, которые, пожалуй, являются исключением). У каждого стиля есть свои преимущества, своё лицо и своя судьба. Отдельные здания мы можем воспринимать, как архитектурные памятники, шедевры, в то время как масса других сооружений той же эпохи, вообще не представляет никакой эстетической, исторической и художественной ценности. Не всё то золото, что блестит. А шедевр оттого – то и является шедевром, что в равной степени может привлечь внимание, захватить чувства, мысли и эмоции, как рядового человека, так и опытного специалиста. Шедевр мы не оцениваем с точки зрения структуры, композиции, световой гаммы, грамотного расчёта несущих конструкций и прочей белиберды, шедевр на то и шедевр, чтобы быть вне всех мерок и критериев. Так же есть великие мастера, находящиеся вне всяких школ, тенденций и течений, они всегда были и никуда не исчезнут. Данте, Боттичелли, Вермеер, Серов, Моцарт, Шнитке, Прокофьев, Ван Гог, Андре Дерен – это действительно гениальные натуры и мастера. Но если говорить о том, что вдохновило меня и всех остальных, впоследствии, на создание At The Conclave - то это действительно готика. Два года назад мне довелось побывать во Франции, а именно в Париже. Я очень много разгуливал по городу и в один из дней, тогда была достаточно сырая и ветренная погода, было холодно, то и дело шёл то дождь, то снег … В общем, неподалёку от острова Ситэ, я понял, что замёрз, продрог и отправился греться в Нотр Дам де Пари, благо собор был поблизости. Там я заснул случайно и увидел довольно странный сон. Выйдя из собора, я ещё долго не мог придти в себя, гуляя по городу часов до трёх ночи. Я понял, что произошло нечто особенное. Я был очень взволнован, то моё состояние просто неописуемо словами. Но я решил, что сразу же по приезду в Минск, обговорю всё с ребятами и стану потихоньку «доводить до ума» своё откровение. Вот тебе и история!

   Вашу музыку можно сравнить с архитектурой, причём в стиле готик! Такое же нагромождение различных башенок, шпилей ... Но только музыкальных.

   Сравнивать нашу музыку с архитектурными нагромождениями я не пробовал но, поскольку нет ничего невозможного, то и в данном случае я не вижу ничего, что бы могло препятствовать этому …

   Твоя книга написана на – русском, и ... ведь она не является переводом текстов с At The Conclave?

   Книга и впрямь не является переводом англоязычной поэзии At The Conclave. Я ещё не выжил из ума. Книга – это просто ещё одна грань. Другая сторона. Другая цветовая гамма. Другое освещение. Пятая картина. «Нотр Дам ночью». Книга призвана связать воедино At The Conclave и следующий альбом DIVINA ENEMA. Можно считать, что книга – это третье по счёту творение DIVINA ENEMA. Ну подумаешь, нет здесь музыки! Но, если прислушаться, эту музыку вы услышите в душе. Отсутствие прямого физического источника звука ещё не значит, что и музыки нет. Отключи колонки от своего проигрывателя, и ты тоже ничего не услышишь. Так что же? Каждый стих имеет свою музыку, как каждое слово имеет свой голос и особую, только ему присущую мелодию. Я не говорю о ритме, о размере, о темпе. Как видишь, между поэзией и музыкой не так уж мало общего … Стихи призваны высвободить воображение в той же мере, в которой следующий альбом будет призван его обуздать! Они возникли отнюдь не случайно и, хотя бы потому же, не заведут никого в никуда. И если в конце книги вам почудится, что вы услышали финальный аккорд, гармоничный и тихий, не удивляйтесь тому. Всё именно так и должно быть. Всё имеет своё предназначение.

   Ваша музыка очень сложна и неоднозначна, немногие наверняка смогут её воспринять и понять! Ты не боишься этого?

   К тому, что немногие люди смогут понять наше творчество, я готов. Я, как Атос, в фильме о трёх мушкетёрах, допускаю любую возможность … Ну и что из этого следует? В любом случае, я не думаю, что лишь поэтому можно манифестировать музыку DIVINA ENEMA элитарной. Музыка не для всех – это Айвз с Хендемитом. Не владея музыкальной теорией и сольфеджио, не умея читать с листа оркестровую партитуру, ты просто ничего не поймёшь. Эта музыка сродни высшей математике, по которой я имею железный «трояк». И в действительности, это даже не музыка. Это, как человек в пробирке – гомункулус по оккультной терминологии. Мертвец – иными словами. Или же демон, как правило. Единицы достигают здесь успеха – остальных же ждёт жалкая участь. DIVINA ENEMA не элитарны ни в коей мере. Прежде всего, мы с Тихоном думаем о музыке, выражающей настроение стихов. Мы хотим, чтобы даже не читая их, человек испытал то или иное эмоциональное состояние – словом, свою задачу мы видим лишь в том, чтобы донести какое – либо чувство, настроение или душевный порыв до слушателя. Он может ничего не понять сознательно, но внутренне он переживёт вместе с нами каждое мгновение. Мы передаём и создаём настроение. Как экспрессионисты. Всё просто. И DIVINA ENEMA – это не высокое искусство … Высокое искусство – это Бах и Шнитке, при звуках музыки которых у людей из глаз льются слёзы. DIVINA ENEMA – это магика и она существует сама по себе.

   Хотелось бы вам найти понимание у публики?

   Мы хотели бы найти понимание у публики? Неет … Напротив, мы не хотели бы искать понимания у публики. Насильно мил не будешь или же, как говаривал Бунин: «Я не червонец, чтобы всем нравиться»… К тому же я сам прекрасно осведомлён о том, что каждый человек индивидуален. Он – личность, иными словами. И всё видит по – своему. Я сам, порой, не понимаю многого, я просто в это верю. Я верю в то, что я делаю. Я предельно искренен в своих стихах. Мне большего и не надо. Никто никого и никогда не поймёт на сто процентов. Что тогда говорить о книгах, музыке, картинах? Собирать ради каждого отдельного случая толпы психоаналитиков, искусствоведов, экспертов, реставраторов … не слишком ли дорогое удовольствие? К тому же, такие толпы, этого не стоят. Так что непонимание меня не пугает так же, как не пугает меня Пизанская башня, и то и другое я видел только в кино. Для Тихона, как мне кажется, непонимание так же не помеха. Он думает в первую очередь о воплощении всех своих музыкальных замыслов – с моей точки зрения, он знает, как можно более неординарно обойтись с тем или иным мелодическим ходом. К тому же он умеет сочинять просто потрясающие гитарные риффы, в какой – то своей, ни на кого не похожей манере: с постоянным синкопированием, какими – то дикими размерами и нетрадиционными решениями аккордов … У нас с ним разный (просто диаметрально) подход к музыке, разные взгляды на многие вещи, мы просто очень непохожи, но мы одинаково сильно заинтересованы в конечном результате и, я думаю, что это во многом и определяет возникновение самой музыки DIVINA ENEMA. Она, знаешь ли, как молния, бьющая в землю. Я очень рад, что мы имеем такую возможность, работать вместе. А, возвращаясь к теме признания в отношении Тихона, я думаю, что он и не стремится к этому … По – моему, ему это просто неинтересно.

   Слушая вашу музыку можно предположить, что вы мрачные затворники и внешний мир ваш чужд?

   Мы не замыкаемся сами в себе. Так или иначе, все люди одиноки. К чему же тогда усугублять проблему? У нас есть друзья, увлечения … Вот, например, история об увлечении и одиночестве … Один мой друг очень любит выпить. Таким образом, он считает, что борется со своими врождённым человеческим одиночеством. Он это делает потому, что привык думать, что это ему помогает … Чёрта с два! У него половина жизни отравлена депрессией и всё это благодаря тривиальному эгоизму и жалости к себе любимому. У нас всегда есть близкие люди, которые нас всегда поймут … Отрицать это – идиотизм. «Каждый мужчина и каждая женщина – звезда». Глупо концентрироваться на своих эмоциях. Так мы никуда не попадём. Я сам тоже не подарок … Но в целом, и в частности, никто из нас не уходит в себя настолько глубоко, чтобы не вернуться затем обратно. Это факт. А факт, как известно, самая упрямая вещь в мире … Достичь совершенства? Не в этой жизни! Книгу и кассету мы выпускаем, полагая, что просто обязаны это сделать. Это наш шанс достучаться до тех, кому это нужно. Это метафизика. Я боюсь, что не смогу объяснить это более понятно. Но в этом и нет необходимости. По – моему всё очевидно. Однажды, когда мне «досталось на орехи» (не в буквальном смысле), я увидел, что рядом никого нет. В тот момент все попросту разошлись. Я был просто сражён наповал. Позже я понял, что это было вовсе не так. Но сейчас я делаю то, что сделал бы любой другой на моём уровне. Я не желаю, чтобы кто – то висел в воздухе, подобно мне, да ещё в течении нескольких лет. Всё можно понять много быстрее. И музыка DIVINA ENEMA – это подарок, как скоростной лифт: вниз – вверх и вы на месте.

   Что же такое на самом деле DIVINA ENEMA? Миф, оркестр, театр ...?

   DIVINA ENEMA понадобится достаточно много времени для того, чтобы стать мифом, как ты говоришь. Оркестром мы не являемся, а о театральности я уже говорил. Мне очень нравится в этой связи термин «мистерия», во всяком случае, так я понимаю то, что сейчас происходит с DIVINA ENEMA – чем она дышит и живёт. At The Conclave, таким образом своего рода хроника одного единственного события, о котором все узнают, когда придёт время. В силу своей секретности я не могу сказать сейчас ничего помимо того, что будет сказано: At The Conclave знаменует завершающий этап достаточно важного для нас «делания». Цель At The Conclave дать намёк, но не более. В книге и в стихах At The Conclave содержится секретная информация, которую нетрудно будет найти, воспользовавшись «ключами» и подсказками, сопровождающими основной текст. Поскольку все стихи книги написаны мною либо во сне, либо в близком к нему, бесконтрольном состоянии, я не считаю себя их полноправным автором и отказываюсь, как либо их комментировать. Это не в моих силах. Если вы не воспринимаете сказанное мною всерьёз, я не рекомендую вам знакомиться ни со стихами, ни с чем бы то ни было, связанным с DIVINA ENEMA. Ведь, если вы не переносите манную кашу, допустим, не станете же вы, давясь, набивать ею своё брюхо лишь затем, чтоб вас стошнило за ближайшим углом. Пройдите мимо и не обращайте внимания. Тем не менее, мы рады приветствовать единомышленников и людей, готовых к содействию. Новый альбом DIVINA ENEMA будет назван Under Phoenix Phenomenon.

   Вы не думали перенести на сцену не только вашу музыку, но и музыкальные образы? Сделать к примеру некий спектакль ...

   Спектакль? Сделать театральную постановку – моя мечта! Но, когда я начинаю думать обо всём, что для этого требуется, мгновенно понимаю лишь то, что в настоящих условиях осуществить такой замысел на должном уровне, не скатываясь к школьной самодеятельности, просто нереально, увы! Так что пусть всё пока будет дёшево и сердито. Это лучше, чем смешно и нелепо. Вдобавок ко всему, я никого не знаю, кто мог бы мне с этим помочь, а обращаться в государственные учреждения, всякие «союзы писателей, композиторов, художников»… бессмысленно. Официальная культура – это что – то непроходимо тёмное и ужасное по самой своей природе. Соваться туда, нет ни малейшего желания. Будем думать об альтернативном пути.

   Рок – опера. Что ты скажешь на такое определение вашей музыки.

   Рок – опера … не вижу ничего плохого в таком определении. Как я сказал однажды, сами мы называем нашу музыку готическим фарсом или же чёрным фарсом, не имеет значения, как именно, но суть, я думаю, ясна. Да, действительно, по композиции и общему замыслу музыка DIVINA ENEMA имеет много общего с тем, что принято было называть рок – оперой на момент появления таковой. Говоря точнее, какую – то часть сущности DIVINA ENEMA и спровоцировало творчество арт – роковых групп вроде YES или QUEENSRYCHE. Не секрет, что мы их очень любим. Если отбросить некоторую надуманность их достижений, получим практически идеальное сочетание настроения и техники, необходимой для его передачи. Это очень искренняя музыка, созидаемая виртуозами. KING CRIMSON и YES - мои фавориты. DREAM THEATER - их достойные последователи сейчас. Все они способны создавать уникальную атмосферу. Это великие музыканты. Надеюсь, мы тоже сможем достичь когда – нибудь такого исполнительского совершенства и такой выразительности.

   Что для тебя важнее в жизни? Музыка, стихи, философия, дух …

   Музыка, стихи, философия, дух … пожалуй, всё вместе. Всё очень существенно. Это равно как постановка вопроса о том, какой из жизненно важных органов в человеческом организме более необходим … исключи один, можно смело выбросить на помойку всё остальное … мы – то, во всяком случае, стремимся к гармоничному развитию, не так ли?

   Я где – то читал, что название группы можно перевести как «Божественная Клизма» ...

   Божественная клизма? Имя DIVINA ENEMA тем и хорошо, что переводить его можно как угодно. Оно оказалось провидческим в самом буквальном смысле этого слова, указывая положение многих вещей и понятий. Не имею ничего против такого и любого иного возможного варианта. Хотя мне больше по душе понятие «катарсис» или же «инсайт»… Вторая составляющая имени может лишь подчёркивать прямолинейность, радикальность, стремительность или же вовсе триумф … Я бы, вообще – то, не разбивал единое целое на элементарные составляющие, так мы придём разве, что к скучному лингвистическому анализу. Всё творчество DIVINA ENEMA является абсурдом, если подумать хорошенько. А, если подумать ещё лучше, то абсурда здесь вовек не сыскать. Но атрибутика абсурдного имени, стихов, самой музыки, будет постоянно наталкивать на мысль о неверном решении … Словом, всё замыкается в итоге. Я бы не советовал буквально переводить и понимать наше имя … ведь, в конце концов, человек заслуживает того, к чему склонилась его сущность!

   Ты согласишься с тем, что такую навороченную музыку мог сотворить только безумец?

   Нет. Я абсолютно нормальный человек. Вовсе не медиум и уж никак не промежуточная субстанция. Как по мне, так вокруг предостаточно безумных личностей, чьё поведение выглядит, как минимум забавно, но в итоге вредит всем, кому приходилось столкнуться с этими созданиями! Я не задумываюсь над тем, что хочу сотворить … ну, во всяком случае, не строю планов по завоеванию мира в три дня … Я делаю лишь то, что не могу не делать … Я полностью отвечаю за каждое своё слово и не мечу на то, что мне не принадлежит. Я не управляю ходом событий, а просто выполняю часть своей работы. Не буду я разбрасываться громкими заявлениями и навешивать на себя нелепые титулы, потому что, во – первых, не мне об этом судить, а во – вторых, никому: ни мне, ни прочим – это неинтересно по большому счёту. Время всё расставит по своим местам, как ни крути, и без нашего сомнительного содействия. Я бы мог многое рассказать, но не стану этого делать. Здесь я предпочитаю придерживаться секретности. Мы не в супермаркете, где каждый хочет знать состав покупаемых пельменей. Здесь кухня, дело наше, а трапеза, соответственно нет … Наши личности никак не должны ассоциироваться с музыкой DIVINA ENEMA. Пусть каждый, кому это необходимо сделает свои выводы. Я абсолютно нормален. Вот и всё.

    Да, пожалуй, вот и всё. Написать же музыкантам этой команды можно по ниже приведённому адресу:

220075 Беларусь, г. Минск, а/я – 234, Бураков Ярослав

e – mail: yaroslav234@tut.by

 

 

 

 

 

   

copyright © by Blacksmith 2005